Дефицит вагонов

21 ноября комитет по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД обсудил ситуацию с дефицитом вагонов и констатировал, что она не так остра, как ранее сообщила «Опора России».

Президент «Опоры России» Александр Калинин 16 ноября направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу и гендиректору ОАО РЖД Олегу Белозёрову письма, в которых сообщил об обеспокоенности ситуацией на рынке перевозок полувагонами. По словам А. Калинина, в большинстве регионов возникли проблемы в сфере вывоза готовой продукции и завоза сырья — в частности, в области строительных и лесных грузов, промышленного сырья и цемента (падение погрузки в октябре относительно августа на 11,6-31,9% - в зависимости от отрасли). В сентябре-октябре в полувагонах не вывезено 3 млн тонн готовой продукции, с 1 января — 5 млн тонн. «Предприятия не могут выполнить обязательства перед своими заказчиками, несут  убытки, подвергаются штрафам и ограничивают объём выпускаемой продукции»,— отмечает в письме А. Калинин, подчеркивая, что ряд предприятий находится в предбанкротном состоянии.

Однако члены Совета потребителей и эксперты его профильного комитета, обсудив на заседании обращение господина Калинина, «высказали общее мнение, что проблема дефицита полувагонов не настолько масштабна и не носит системного характера». По мнению экспертов, отмеченное в письме снижение объёмов погрузки в октябре 2017 года к августу носит сезонный характер и сопоставимо с показателями 2016 года — пик спроса на полувагоны приходится на третий квартал. При этом, отмечают в Совете потребителей со ссылкой на данные Росстата, за десять месяцев 2017 года производство щебня в России выросло на 3%, а сложности с отгрузкой насыпных строительных грузов наблюдались только в отдельных регионах — по данным Минтранса, в Челябинской области и Карелии.

Дефицит вагонов для вывоза этих объёмов составляет около 500 единиц, сообщают в Совете потребителей. «Представители ОАО РЖД и ФГК (Федеральная грузовая компания, дочерний оператор ОАО РЖД) подтвердили на совещании, что в отношении этих регионов уже приняты соответствующие решения, и в ближайшее время необходимый парк будет предоставлен грузоотправителям»,— сообщает Совет потребителей. Одновременно с этим, по мнению членов Совета потребителей, наблюдающийся в 2017 году рост ставок аренды полувагонов является «временной ситуацией, связанной с адаптацией рынка к повышенному спросу на вагоны со стороны экспортёров угля из-за благоприятной мировой конъюнктуры». По оценкам Минтранса, уже в 2018 году ожидается избыток парка на уровне 4-5 тыс. единиц, который приведёт к коррекции ставок аренды, что повысит доступность вагонов для производителей щебня.