Эксперт Скрябин: ОПЕК+ не будет менять условия сделки в августе

По мнению Андрианова, виноваты в этом санкции. Но они сработали совсем не так, как ожидали их авторы. Дело в том, что в преддверии анонсированного запрета на перепродажу российского СПГ европейскими странами они начали увеличивать закупки российского СПГ. Поставки в страны ЕС за первое полугодие выросли на 6,3% (ведущим покупателем стала Франция). По подсчетам Kpler, за пять месяцев 2024 года Россия поставила в страны Евросоюза 7,26 млн тонн СПГ (что существенно превышает показатели китайского направления). По итогам июня свыше 60% нашего СПГ ушло в Европу, в то время как в Азию (включая Китай) - менее 30%. СПГ - это очень гибкий в плане поставок товар, его потоки направляются на те рынки, которые предлагают в моменте наиболее привлекательные цены. И Европа, де-факто лишившаяся львиной доли российского трубопроводного газа и поэтому вынужденная закупать значительные объемы СПГ, стала в последние месяцы более привлекательной для экспортеров.

С нефтью у Китая немного иные проблемы. По итогам второго квартала 2024 года экономика Китая выросла на 4,7% в годовом исчислении, в январе-марте 2024 года рост ВВП был 5,3%. Некоторое замедление экономики неминуемо ведет к стагнации или даже снижению потребления энергоресурсов.

Кроме того, как отмечает Родионов, ключевым фактором для экспорта нефти остается сделка ОПЕК+. Скорее всего, в ближайшие месяцы общий экспорт нефти из России будет стагнировать, поскольку добыча нефти будет находиться вблизи согласованного с ОПЕК+ уровня - 8,98 млн баррелей в сутки (б/с) для периода с июня по сентябрь 2024 года.

Схожая точка зрения у Андрианова. По условиям сделки Россия пообещала во втором квартале этого года сократить добычу дополнительно на 471 тыс. б/с. И несмотря на некоторое отставание от графика в апреле-мае, наша страна снижает объемы производства и экспорта. Поскольку Китай является одним из основных наших рынков, это в том числе отражается и на показателях экспорта в эту страну, считает эксперт.

А вот связывать с санкциями июньское сокращение экспорта нефти в Китай, по мнению Родионова, не стоит. Действующей администрации США в оставшиеся до президентских выборов месяцы невыгодно предпринимать меры, которые могут привести даже к небольшому росту цен. Поэтому в июле и августе 2024 года не стоит ждать серьезного сокращения экспорта нефти из России.

По словам Андрианова, перспективы нашего нефтяного экспорта будут зависеть от решений ОПЕК+. Существующие договоренности предполагают снятие ряда ограничений на добычу с осени 2024 года, но при этом не исключается возможность того, что они будут сохранены в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Что касается СПГ, то эксперт отмечает, что по итогам года ожидается наращивание российского экспорта на 14%, до 38 млн тонн. Возможно, в связи с этим возрастут поставки и на китайский рынок. При этом не исключено, что Европа в краткосрочной перспективе продолжит оттягивать на себя потоки российского СПГ, добавил он.

Увеличить экспорт СПГ до 38 млн тонн мы сможем, если начнутся отгрузки с завода "Арктик СПГ-2", попавшего под санкции США. На заводе запущена первая линия производства на 6,6 млн тонн СПГ в год, но отгрузки так и не начаты из-за отсутствия танкеров ледового класса. Учитывая санкции, если транспортная проблема будет решена, то этот СПГ не сможет попасть в Европу и его потенциальными покупателями станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и Китай.